Г.А. Ботезат
 

Г.А. Ботезат

(1882—1940)
Г.А. Ботезат

Авиационный ученый, конструктор и изобретатель, создатель первых вертолетов.

Георгий Александрович Ботезат родился 7 июня 1882 года в С-Петербурге. Его отец, дипломат, происходил из дворян Бессарабской губернии.

Г.А. Ботезат учился в Харьковском (ХТИ) и Петербургском технологических институтах, а затем в Электротехническом институте Монтефо в Бельгии (в 1905—1907), где получил звание инженера-электрика. В 1908 году получил с отличием диплом инженера-технолога в ХТИ. В 1908—1909 годах учился в Геттингенском и Берлинском университетах. В 1911 году в Сорбонне защитил первую в истории докторскую диссертацию по динамике полета самолета: «Исследование устойчивости аэроплана». Считается одним из основоположников этой отрасли авиационной науки. По возвращении в Россию, продолжил научные и экспериментальные исследования, преподавал аэродинамику и динамику полета в Офицерской воздухоплавательной школе и Политехническом институте в С-Петербурге. В 1914 г получил звание профессора в Новочеркасском политехническом институте по специальности «воздухоплавание». Вместе с профессорами С.П.Тимошенко, А.П.Фан-дер-Флитом и А.А.Лебедевым стал основателем «петербургской научной школы авиации», вошел в состав Технического комитета Управления Военно-воздушного Флота Военного министерства, где обеспечивал научное руководство развитием военной авиации России, участвовал в создании и работе научно-исследовательских авиационных центров, проводил фундаментальные исследования по аэродинамике, динамике полета, прочности летательных аппаратов и баллистике бомбометания, конструировал самолеты, вертолеты, вооружение и авиационное оборудование. Ботезат – один из основоположников импульсной теории воздушных винтов, в том числи при работе на вертолетных режимах полета.

В 1918 году Г.А.Ботезат эммигрировал в США. Работал экспертом в Национальном консультативном комитете по аэронавтике, где в 1922 году построил вертолёт, который превзошел по своим летно-техническим и пилотажным характеристикам все, до тех пор построенные. Однако американские военные предпочли воздержаться от дальнейшего финансирования работ по вертолетам, считая их серийное производство преждевременным. Ботезат основал фирму по практическому применению результатов своих теоретических исследований и изобретений, в первую очередь по аэродинамике и теории винта. Заработанные средства позволили ему вернутся к экспериментам с вертолетами в 1936 году, основав фирму «Helicopter Corporation of America». В научном плане кроме исследований в области самолетов и вертолетов Ботезат занимался исследованиями траекторий полета в воздушном и безвоздушном пространстве, в частности рассчитал траекторию полета на Луну. Умер в 1940 году. Похоронен в Нью-Йорке.